Фильм о храме
Фильм о храме можно посмотреть по ссылке: https://www.doverie-tv.ru/videos/20854
«Через смирение человек приходит к истокам»
Протоиерей Арсений Тотев – о православных традициях
В самом центре Москвы, на Старой площади, среди железобетонных «зарослей» спрятался красивый храм Святой Троицы в Никитниках – в нем уже давно идут реставрационные работы.
В канун Великого Поста наш корреспондент встретился с его настоятелем – протоиереем Арсением.
О прошлом
- Отец Арсений, что известно об истории возникновения храма?
- Когда была построена деревянная церковь, точно неизвестно, первые письменные сведения о ней относятся к 1625 году. Но можно полагать, что она существовала в XVI веке, во всяком случае, 1579 годом помечена икона святого мученика Никиты с житием, находящаяся у южной стены ее Никитского придела.
Во время пожара 1626 года церковь, находившаяся поблизости опустошенного пламенем Варварского крестца, сгорела, но из нее была, вероятно, вынесена и поэтому уцелела храмовая икона Святого Великомученика Никиты-воина. А в 1628 году ее прихожанин, ярославский купец Георгий Леонтьев Никитников, на этом месте на свои средства возвел нынешний каменный храм.
После революции 1917 года храм сильно пострадал и был закрыт. Позже, в конце 20-х годов, в нем провели реставрационные работы, и в 1934 году здание было передано Государственному историческому музею, сотрудники которого начали вести работы по раскрытию старинных росписей. В 1991 году власти Москвы приняли решение о возвращении церкви верующим и возобновлении богослужений. Словом, этому зданию пришлось пережить очень многое. Храм, можно сказать, восстал из пепла и, несмотря на жестокие политические катаклизмы, остался символом православного христианства.
О праздниках
- Только что закончилась Масленица. Как так получается, что этот, да и другие православные праздники имеют у нас оттенок язычества?
- Не стану никого осуждать, а просто объясню, чем же на самом деле является для православных Масленица. В течение семи дней верующие ходят в гости друг к другу, угощают и угощаются и, самое главное, просят прощения за все вольные и невольные обиды и прегрешения. Причем совсем не обязательно просить прощения именно в Прощеное Воскресение, можно это делать всю неделю Масленицы. У нас же этот праздник больше ассоциируется со сжиганием чучела, карнавальными гуляньями. Кстати, слово «карнавал» в переводе с греческого означает «прощание с мясом». Поэтому хочу обратить внимание, что уже с начала Масленицы верующий человек не должен вкушать мяса, готовясь к Великому Посту. Даже есть традиция перед его началом прокаливать на огне сковородки, чтобы на них не оставалось ни капли животного жира. А по поводу язычества… Еще в XIХ веке светило православной Церкви митрополит Филарет Дроздов сокрушался по поводу формы празднования Масленицы и писал: «… печалюсь и скорблю, потому что ничего там христианского нет».
О смирении
- Что значит для верующего пост? Некоторые полагают, что это пора здорового аскетизма для желудка?
- Это ошибочное мнение. Великий Пост Церковь называет Весной духовной, радостным временем. Верующие ждут его. И уж никак не потому, что таким образом можно сбросить вес, а потому, что человек через смирение и ограничения – в еде, в утехах, в помыслах – в это время старается прийти к истокам, к Богу. И этому, как ничто другое, способствует время поста.
Суета огромного города вовлекает всех в безумный водоворот, но никогда не поздно остановиться хоть ненадолго и вспомнить о самом главном – о душе.
О гордыне человеческой
- В последнее время появилась тенденция – состоятельные люди жертвуют немалые средства на храмы. Часто можно встретить памятные доски на видных местах с именами благодетелей. Как Вы к этому относитесь?
- Я убежден, что церковь должна быть благодарна людям, которые ей помогли – деньгами или, например, в преодолении каких-нибудь административных барьеров. Как правило, таких благодетелей церковь отмечает памятными грамотами, другими церковными наградами. Это обязательно фиксируется в летописной книге, которая есть у каждого храма. А доски, как мне кажется, это все же свидетельство гордыни человеческой. В то же время совершенно уместна надпись, которая идет под изображениями вдоль стен нашей церкви, которая гласит: «Лета 7161 при державе благоверного и христолюбивого Государя, Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Pycи, в осьмое лето благочестивыя державы Царства его, совершена и подписана бысть церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы иждивением гостя Георгия Леонтьева сына Никитникова и сына его Андрея и внука его Бориса».
О чудесах
- Отец Арсений, а как Вы думаете, являет ли Господь сегодняшнему поколению свои Чудеса?
- У художника Василия Верещагина есть картина, на которой изображен Христос, который стучится в дверь, а в доме обычная мирская суета, шум и гам… И на этой картине видна удивительная тонкость – у двери-то ручка только с внутренней стороны. То есть подразумевается, что Господь приходит лишь к тем, у кого душа открыта навстречу Ему. И это великая истина. Случаями и событиями, которые мы воспринимаем как чудо, Он напоминает о себе людям. И таких напоминаний множество. После таинства соборования больные исцеляются, после исповеди восстанавливается душевное равновесие, после причастия находится выход из сложной житейской ситуации. Когда мироточат иконы – это тоже свидетельство того, что Господь помнит о нас, грешных.
Викентий Лим
Фото Владимира Чижикова